14 марта начало Великого Поста

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

«Весна постная» — так называет Православная церковь время Великого поста, lent – (от древнеанглийского Lencten – весна) называется Великий пост в англоговорящих странах, напоминая о то, что пост – это время духовного расцвета и пробуждения.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Zemanta Related Posts Thumbnailпоста. Говорится в народе: «хорошее начало — половина дела». Видимо, поэтому многие христиане более строго постятся в первую неделю поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

В православных странах жизнь во время Великого поста кардинально менялась: закрывались театры, бани, игры, прекращалась торговля мясом, на первой неделе Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов. Царь Алексей Михайлович, царица и их взрослые дети в первые три дня поста соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы. Только в среду после литургии Преждеосвященных Даров царь вкушал сладкий компот и рассылал его боярам. С четверга до субботы он снова постился, а в субботу причащался Святых Христовых Таин.

В Греции и сегодня первый день поста – выходной.

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью.

В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской». Жизнь Св. Марии Египетской – великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии – должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской.

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением. Неделею Вайи и Цветоносною, На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.(Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
(Земной поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.(Земной поклон).

Боже, очисти мя грешного,
(12 раз и столько же поясных поклонов).

(Потом повторить всю молитву):
Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
(и один земной поклон).

Три субботы — второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.

10 правил-напоминаний для моих друзей блогеров как вести блог в интернете во время Великого поста от Андрея Десницкого:

Посты во время поста: десять напоминаний

Наступает пост, и мы будем обсуждать в очередной раз: чего есть, чего не есть, можно ли развлекаться, допустимо ли супружеское общение и все такое прочее. Но ведь оскверняет, по слову Христа, не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст (от Матфея 15:11). К кому отнести это в наше сетевое время, как не к людям, проводящим значительную часть своего свободного времени в сетевом общении? Что и как постить — когда постишься?

Можно, конечно, вовсе прекратить блоговую активность на время поста, или ограничить строгими временными рамками. Но гораздо важнее, сдается мне, изменить качество этого общения… может быть, и не только на постное время?

Я сформулировал для себя — вот просто лично для себя — десять… даже не правил, а просто напоминаний. Я в принципе всё это знаю, но часто забываю, и пост — самое подходящее время, чтобы за всем этим следить. Может быть, и кому-то другому пригодятся.

Андрей Десницкий

А эпиграфом могут стать слова апостола Павла, написанные для римлян, обитателей самого глобального города той эпохи: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (8:9):

1. Я могу спорить, но я не должен говорить за оппонента, приписывать ему слова, поступки и мотивы, судить о его характере и намерениях, ставить диагнозы по юзрепикам.

2. Цель моего участия в споре — понять позицию собеседника, объяснить свою и найти, если это возможно, точки соприкосновения. Но не оставить за собой последнее слово, не унизить собеседника, не выставить его на посмешище.

3. Я буду стараться услышать и понять моего собеседника, даже если я с ним не согласен. Я не должен лепить ярлыков, ведь в любом разговоре участвуют живые люди, а не безликие группы «либерастов», «фашистов» и т. д. Идеологии и партии уходят, а человек рожден для вечности.

4. Я имею право на оценки, но я должен тщательно отделять их от фактов и не вправе навязывать их остальным.

5. Я вправе осуждать зло, творящееся у всех на виду, но я не должен выискивать это зло, заглядывать без приглашения в чужую частную жизнь, нарочно выставлять других в дурном свете.

6. Я не должен распространять непроверенной, неточной, неполной, недостоверной информации, которая может кому-то повредить или кого-то задеть.

7. Я не должен всегда оправдывать себя, свое мнение, близкую мне группу людей или организацию, отвергая неудобные факты и аргументы без рассмотрения.

8. Я вправе обустраивать пространство своего дома и своего блога так, как сочту нужным, но я должен уважать чужое пространство и не вносить в него своих правил. В каждом, кто пришел ко мне, я постараюсь изначально видеть доброжелательного и заинтересованного собеседника, пока не будет доказано обратное.

9. Я не должен никому мстить ни словом, ни делом. Если диалог не получился, я просто отойду в сторону.

10. Я не обязан участвовать в любой дискуссии, даже если она затрагивает меня или нечто дорогое для меня. Я имею право хранить молчание, ведь жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на пустые препирательства.

Господи, помоги мне!

Источник: "Православие и мир".

Когда начинается и когда заканчивается Великий пост.

Пост для верующих – это не диета и не возможность сбросить лишний вес. Для христиан пост – это время духовного очищения, самопознания и покаяния. Православная церковь предлагает свой график поста по дням, но предупреждает, что главное – это духовный рост и самоочищение.

А медики предупреждают, что усердие не по разуму может серьезно навредить здоровью, и советуют постящимся не забывать о здравом смысле. И конечно строгости поста смягчаются для детей (особенно маленьких), беременных и кормящих женщин, пожилых и больных, а также для путешествующих, воинов и работников. В Пост из питания особо усердных верующих полностью исключается всё мясное, молочное (в том числе масло животного происхождения) и яйца. В некоторые дни разрешена рыба.

Календарь-питания-в-Великий-пост-2016-года

Еще раз подчеркиваем, при следовании посту и главное при выходе из него нужно придерживаться принципов здравого смысла, чтобы не навредить своему здоровью.

ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ! Я ТУТ:

14 марта начало Великого Поста: 12 комментариев

  1. Я считаю, что эти все десять правил надо соблюдать и вне поста,чтобы относиться с уважением к своих виртуальным собеседникам.

  2. Этот пост самый длинный, и наверное самый тяжелый, я пытаюсь поститься в еде, ну а в помыслах я и в жизни стараюсь стараюсь никого не обидеть. А правила Андрея надо взять на вооружение. Удачи тебе, Кристина

  3. Да обижать кого либо большой грех, особенно самых маленьких и беззащитных . А в жизни очень часто нет так.

  4. Спасибо за такие важные напоминания о правилах поведения, о которых стоит помнить не только во время поста

Добавить комментарий для Кристина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *