Православные христиане вступают в Страстную неделю, названную так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. Страстная неделя — время подготовки к Пасхе. Все ее дни называют Великими.В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.
Страстная седмица начинается в Великий Понедельник. В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода.
В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.
Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.
В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.
Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее. Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.
Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.
После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям.
Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Пропускать службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.
Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.
Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы.
Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.
Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из темных постных в белые праздничные одеяния.
После литургии начинается освящение пасхальных яств – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать их для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.
В Великую Субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.
А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.